Моя мама училась в другой школе!

История эта родилась, когда мы с коллегами начали тестировать новый курс по подготовке ребенка к школе. С нашими "Галкиными" детьми все более менее понятно: они знакомы с форматом и легко всем заинтересовываются. Но как отреагируют дети, которые никогда не играли в игры по методике?

Все лето мы провели на даче по соседству с семьей двух мальчуганов: старшему Кириллу пять с половиной лет, а его брату - на два года меньше. Мальчишки сами по себе очень активные, а мои соседи настоящие непоседы. Крики, драки, слезы - неотъемлемая часть их игр. Получше познакомившись с их мамой, я предложила ей отпускать мальчиков ко мне на занятия. Она согласилась, и началось настоящие перевоплощение из озорника в знайку.


Занятия проходили не индивидуально, а дружной компанией из трех ребят: Кирилла (5,5 лет), его брата Ильи и моего сына Руслана (им по 3,5 года). Разница в возрасте никому не помешала, т.к. в играх по методике Тепляковой каждый находит что-то для себя интересное и важное. Так было и тут. Далее я буду описывать успехи и изменения Кирилла, все-таки он был главным учеником по возрасту. 

Выяснилось, что по первой теме “Времена года” (именно этой теме будет посвящена неделя марафона по подготовке к школе) знания у Кирилла были нулевые. Мы много разговаривали на тему дня. И получалось так: Кирилл мог ответить на вопрос, но начать рассказывать самостоятельно почему-то боялся. Видимо, уже привитый страх оценки ответов или действий давал о себе знать. Поначалу ему было сложно, но когда мы начали закреплять все в играх, новые знания стали усваиваться, придавая уверенности и ему, и мне.

Каждый день мы начинали с просмотра презентации, я никогда не говорила, как им нужно сесть, можно ли говорить или вставать, обстановка сложилась на комфортном для детей уровне. Этот комфорт в какой-то момент раскрепостил их, и они сами стали танцевать под музыку. Я не говорила ни слова, боясь напугать их порыв. Ещё через день Кирилл не просто кружился с закрытыми глазами, а придумывал движения, соответствующие музыке и сезону. Под осеннюю музыку кружился как лист, под зимнюю - прыгал поочередно на ножках и грел ладошки, и так далее по всем сезонам. За неделю занятий он выучил последовательность времён года, два праздника - новый год и день рождения, из разных слов мог услышать названия месяцев и подобрать слова, описывающие то или иное время года.


Сами занятия детям очень понравились, и приходить они стали гораздо чаще, чем один раз в день. Мама их только заберёт, через 5 минут они снова прибегают. На моё предложение пойти домой и поиграть с мамой, Кирилл ответил: "Моя мама училась в другой школе, так играть она не умеет".

Конечно, все это заинтересовало маму Кирилла, и она тоже захотела прийти. Присутствие мамы немного насторожило Кирилла, но ощущение комфортного занятия взяло вверх, и Кирилл, забывая обо всем, веселился, отвечал на вопросы, рисовал и танцевал. Когда мама увидела, что Кирилл хочет встать, она его одернула: "Ты что? У тебя же занятие! Быстро сядь на место". Я вступилась и сказала, что это часть занятия. Маме это не очень понравилось. Но когда она увидела, что после остановки музыки Кирилл спокойно, без всяких просьб сам сел на место, она удивилась и стала нервно его хвалить!

На нашем показательном занятии трудности возникли только при составление рассказа по серии картинок, но это не расстроило мальчика, и он просил еще и еще что-нибудь поделать. Так пролетело полтора часа. Мама Кирилла была в легком шоке, что ее сын так долго может заниматься одним делом. Ведь психолог им сказал, что из-за своей гиперактивности он не может концентрироваться на чем-то одном, что, как следствие, приведет к плохой обучаемости! Теперь она сама увидела, что это не так, что ему, как и многим из нас, просто не хочется делать по указу.

После этого открытия его “хорошей обучаемости” крики и ругань на их участке сошли на нет. Не знаю, что сыграло ключевую роль, но результатам рады все. И родители, и Кирилл, и я - все очень довольны его успеваемостью. Он и сейчас прыгает, не уставая, как кузнечик, но всегда может объяснить, почему он сейчас что-то делает. А мысль, что младший брат берет с него пример, и он для него учитель, помогает ему вовремя остановиться. Так мы провели две с половиной недели.

Что же изменилось за это время помимо того, что он усвоил многие теоретические моменты, которые мы разбирали?
  • Кирилл стал самостоятельно рисовать рисунки. До этого он все время спрашивал: "А что нарисовать? А можно это нарисовать?" Теперь он рисует и с удовольствием объясняет, почему именно это.
  • Запомнил дни недели, времена года и их признаки.
  • Познакомился с месяцами, овощами и фруктами.
  • Время самостоятельной работы увеличилось до 40-50 минут (а начиналось с 15-20!)
  • Намного повысилась любознательность.
  • Кирилл перестал бояться ошибиться, сделать неправильный вывод или задать глупый вопрос.
  • У него поменялись интересы. Раньше он хотел наломать палок, для того чтобы сделать оружие. А сейчас ему нужны прозрачные бутылки, он хочет набрать туда шишек, камушков, листочков и наблюдать за природой.

Это ещё раз доказывает не только эффективность нашей программы, но и ее легкую и доступную форму для детей и их родителей. Перед отъездом Кирилл с мамой собрали для меня шикарный букет из садовых цветов. Не скрою, мне было безумно приятно и тепло на душе!

В завершение хочу поделиться некоторыми советами по проведению занятий:
  • Не нужно говорить ребенку, как он должен сесть, пусть делает все так, как ему удобно.
  • Не настаивайте на том, чтоб ребенок начал танцевать под музыку. Можно просто предложить: "Если хочешь, можешь потанцевать". И не стоит каждый раз напоминать об этом. Бывает так, что мы видим по детям, что он хочет, но стесняется, или просто делает все противоположное тому, что мы предлагаем. А если мы снова и снова, начинаем предлагать подвигаться, он или еще больше стесняется, зная, что мы этого ждем, или еще больше противится.
  • Не навязывайте свои шаблоны и свои представления ребенку. Например, Вы предлагаете нарисовать ребенку, то что у него ассоциируется с каждым временем года. И он начинает все, что относится к лету, рисовать красным, а все, что относится к зиме - синим. Позвольте ему сделать так. Дети для себя делают акценты, которые им помогают в запоминании и усвоении информации. Или, к примеру, Вы любите зиму и, рисуя свое любимое время года, нарисуете то, что любите Вы. А Ваш ребенок, который может так же любит зиму, может нарисовать космический корабль, который он мечтает увидеть зимой, или столбы под снегом.
  • Еще один совет по рисованию, лепке, конструированию: лучше всего ребенка приучать к самостоятельной работе через предметную деятельность. Пусть ребенок сам рисует или делает какую-нибудь творческую работу. Вы помогайте, только если Вас попросили о помощи.
  • Не засиживайтесь и не заигрывайтесь, всегда заканчивайте на хорошем разыгранном настрое, чтоб внутри не возникло усталости, а оставалось приятное ощущение, как все здорово проходит.
  • Очень важный момент. Если Вы задаете ребенку вопрос, или Вы вместе решаете задачу, не нужно цокать и вздыхать, если ребенок опять забыл какую-то цифру или что-то ещё. Посчитайте про себя до пяти и помогите ему с ответов. Например, “ну, конечно, будет шесть!” или “конечно же, это овощи” и т.д. Таким ответом Вы интуитивно усиливаете его знания и помогаете перебороть страх.
  • Старайтесь все игры и пособия делать вместе с ребенком, а еще лучше, помогая ему. Играя в купленные пособия, ребенок лишается возможности дополнительно закреплять знания. Например, времена года и месяцы ребёнок может запомнить во время изготовления календаря своими руками, а покупное пособие только неделю разбирать будет.
Конечно, все дети индивидуальны. Наблюдайте за своими детьми, ищите их тонкости и учитывайте это на занятиях. В учебе главное - не бояться ошибаться и иметь хорошую познавательную среду. Поэтому важно не ругать детей за то, что Вы уже все запомнили, а ребенок еще нет. И наградой Вам будет необузданное желание ребенка учиться. А ведь впереди 11 классов! Пусть это время будет счастливым для наших детей!

С уважением, Екатерина Куликова, логопед-дефектолог и играющая мама.

Попробуйте неделю нашего курса бесплатно. Для этого просто запишитесь на бесплатный марафон, который пройдет с 5 по 10 сентября. Записаться можно тут.
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (1)

  1. 02.09.2016

    очень позитивная история. спасибо. иду играть с детьми. спасибо за вдохновение

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":