Ребенок вырывает ручку — что делать?

«Мой ребенок отказывается рисовать вместе со мной, вырывает ручки, отбирает фломастер и начинает калякать, что делать?» «Я помогаю своей рукой, а ребенок сердится и начинает плакать, что же теперь – не рисовать?» Такие вопросы нам задают очень часто. Для всех мам, столкнувшихся с подобными трудностями, мы решили опубликовать рекомендации Полины Тепляковой. Напомним, что Полина — не только лидер нашего проекта, но и опытный педагог-психолог и уже много лет занимается с родителями и детками по методике О.Н.Тепляковой.




Прием «из руки в руку»
, если, конечно, его «правильно готовить», очень помогает в обучении рисовании и письму. Направляя первое время руку малыша, мы показываем маленькому художнику возможные приемы и сюжеты, на основе которых он сам дальше сможет фантазировать и творить. Но что делать, если ребенок протестует против Вашей помощи?

Если мы говорим про ребенка довольно большого, от полутора лет и старше, скорее всего, такое сопротивление — нормальное выражение самостоятельности. Малыш хочет творить сам, и его желание обоснованно. Конечно же, нужно убрать свою руку и дать ребенку порисовать или продолжить письмо самому. Отнеситесь спокойно к тому, что Ваш маленький творец может перейти к другому сюжету, схватить фломастер неправильно или просто углубиться в каляканье.

С младенцами — детьми до полутора лет — ситуация немного отличается. То, что ребенок вырывает свою ручку из маминой руки, может быть связано с другими причинами. Это и уже сложившееся стремление к самостоятельности, которое нужно уважать. Это и элементарный интерес к самому процессу рисования: ого, тут появляются мазки! Сказывается, конечно, и малый опыт ребенка — отсутствие привычки рисовать определенным способом. Вот некоторые рекомендации, которые помогут Вам построить комфортное взаимодействие с ребенком во время игры.

Мамам всех деток, и в особенности самых маленьких малышей, возрастом до 18 месяцев, можно дать такие советы:

Потанцуйте перед рисованием

Маме любого ребенка, в особенности маленького, важно играть в телесные игры перед рисованием: двигаться вдвоем в ритм, играть в пальчиковые игры (например, прикладывать ладошки к столу). Важно погрузиться с головой в это приятное телесное взаимодействие, это расслабляет и нас взрослых. Вообще, прежде чем приступать к занятиям по рисованию, мы всегда рекомендуем пару месяцев уделить совместным танцам и пению.



Выберите правильный сюжет и короткую игру

Ошибка многих мам в том, что они рисуют слишком долго. Для игры с младенцем нужно выбрать такой сюжет, который Вы легко сможете выполнить вместе за 30, максимум 60 секунд. Да и для детей постарше лучше брать простые сюжеты. Само собой, темы для художественных игр должны быть очень привлекательными для малыша. Мы выбираем что то понятное, простое и при этом радующее именно Вашего ребенка. Если сюжет затянут или неинтересен, ребенок неизбежно начинает отвлекаться, устает. И в результате вырывает руки, размахивает кистью, кидается фломастером и остается недоволен мамой и рисованием.

Помогайте не все время

Не волнуйтесь, нет ничего страшного, в том, что ребенок иногда просто калякает. Это даже полезно и хорошо, ребенок осваивает краски и другие инструменты рисования! Некоторых детей это успокаивает, в этом есть медитативный момент. Иногда Вы можете комментировать момент калякания, как будто ребенок продолжает сюжет. Рисовали хлопья снега, малыш начинает хаотично проводить линии: «О, метель! Кружится снег!» Каляки-маляки в большинстве случаев хорошо вписываются в картину. Через 20 секунд можно вернуться и снова попытаться помочь ребенку, направив его внимание на развитие сюжета. Нарисовали травку, подхватываем ручку и говорим: «А теперь жучка нарисуем, жжжж». Ваше «вмешательство» будет обоснованно для малыша, ведь Вы помогаете ему развить игровой сюжет.

В играх со «взрослыми» детьми от полутора лет Вам помогут такие советы:

Спрашивайте разрешения

В играх с большими детьми я всегда спрашиваю разрешения у самого ребенка: «Можно, я помогу тебе?» или предлагаю развить сюжет, если ребенок согласен: «А может быть, здесь жук ползет?» И действую, только если малыш ясно дал понять, что он не против помощи или совместной работы. Так я демонстрирую уважение к его творческому замыслу.

Показывайте, как Вы держите фломастер

То же самое и с постановкой руки. Если ребенок противится тому, чтобы Вы направляли его ручку, просто порисуйте рядом, проговаривая: «Вот мама правильно фломастер держит». Через какое-то время малыши начинают копировать действия мам. Кто-то раньше, кто-то позже, но потихоньку дети начинают брать кисть и фломастер «как мама».



Порисуйте сами

Если малыш не заинтересовался тем сюжетом, что предложили Вы, не настаивайте! Лучше сядьте и порисуйте рядом сами. Поэтому и важно выбирать сюжеты, интересные Вам и ребенку — такие, чтобы вам обоим хотелось их воплотить. Уверяю Вас, если Вы сами будете увлеченно рисовать рядом, ребенок обязательно обратит на это внимание, и возможно, даже присоединится. Однако, даже если ребенок и не захочет рисовать то же, что и Вы, так ли это принципиально? Куда важнее, что он будет видеть Ваше отношение к творчеству: «маме нравится», и Ваше уважение к нему как к творческой и свободной личности. Зная это, в будущем он с большой охотой будет позволять Вам помогать ему с приемами и сюжетами. Да и Вас, скорее всего, рисование очень увлечет. Ведь мама — тоже человек и имеет право на минутку творчества!

И самое главное, относитесь спокойно к ошибкам — своим и ребенка. Ничего страшного, если малыш пока держит фломастер неправильно и на первых порах получается кривовато. Ведь вы творите вместе, а это уже замечательно!

Полина Теплякова
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)