Галина Чен: обучение для педагога никогда не заканчивается!

Нам всегда очень интересно то, как школы "Галки-Игралки" меняют жизнь мам после обучения. И сегодня мы пригласили в гости Галину, выпускницу онлайн курса для педагогов по методике Тепляковой О.Н. Галина рассказывает очень интересную историю о своем опыте игр и занятий с группой деток.

С рождением ребенка, как и у всех мам, у меня началась новая жизнь. В этой жизни нужно было многому учиться, ко многому привыкать и приспосабливаться, делать то, чего до сих пор никогда не делала.

Наша семья живет в маленьком американском городке, причем поселились мы в нем на последних неделях моей беременности. Как и любая молодая мама, я была отрезана от привычной жизни, танцев, поездок, свободы передвижения и пленена маленьким очаровательным человеком и его потребностями. Постепенно начали появляться друзья. Но в нашем маленьком городе невозможно выйти на улицу с коляской, встретить такую же маму с коляской и стать подругами на всю жизнь. Даже на детской площадке редко когда встретишь других малышей, а уж тем более вряд ли встретишься с ним еще хотя бы раз, хотя бывает по-разному.

Хоть я и говорю по-английски совершенно свободно, хочется все же общения на родном языке, с человеком, выросшим в похожих социо-культурных условиях, а вокруг все как инопланетяне.

Когда малышу исполнился год, я заберемнела вторым ребенком. К тому моменту очень остро не хватало общения, а растущий сын тянулся к другим детям. Дома мы много пели песенки, играли в пальчиковые игры, делали сенсорные упражнения, Монтессори-упражнения, но опыт общения в группе у ребенка совершенно отсутствовал. Мне было немного скучно заниматься с ним в одиночестве. Я встречалась с подругами, но эти встречи всегда проходили по одному сценарию: мамы увлеченно болтали, дети сами по себе играли и бегали, взаимодействие было минимальным.



Начало занятий

За год при разных обстоятельствах я встретила двух русскоговорящих мам с детьми близкого возраста. Заручившись их поддержкой, я разместила на сайте meetup.com объявление о встрече для мам и детей в возрасте полутора-трех лет (моему сыну на тот момент почти исполнилось два года).

Первое свое занятие я помню до сих пор. Мы собрались у меня дома с теми самыми двумя мамами и их детьми. Темой занятия была Семья. Мы читали книжку - прозу и стихи про мам, бабушек и дедушек, что-то рисовали на грифельной доске, пели песни, приклеивали разного размера и цвета бумажных человечков в домики, сортируя по цвету... Дети разбегались, отвлекались после первой строчки стиха, под конец сразу отворчивались при виде книжки, придумали какую-то свою смешную игру, с хохотом носились кругами. Иногда все-таки удавалось привлечь их внимание, и человечков мы все-таки рассортировали.

Одна мама, моя подруга и соорганизатор, между прочим, постоянно отвлекалась на телефон. Мне приходилось постоянно сверяться с планом на бумажке (план состоял из 12 разных упражнений!), доставать то одну, то другую книжку, рискуя растерять аудиторию окончательно. Другая мама вздыхала от выходок сына и после каждого задания смотрела на часы. В итоге, после ее тоскливого вопроса "Ну, наверное, уже хватит?" примерно на середине моего плана пришлось занятие закончить.

Я не сдавалась и решила сделать занятия постоянными. Я бронировала большую комнату в библиотеке по соседству бесплатно. Занятия были тематические, по русским сказкам. Мы замахнулись на Трех Медведей, Гусей-Лебедей, Колобка.
К нам приходило все больше и больше мам, некоторые проводили за рулем 30 минут только чтобы доехать до занятия.
Занятия были и остаются бесплатными, я изредка собираю деньги на материалы (бумагу, фломастеры).

Трудности

Каждое занятие приходилось подолгу готовить. Конечно, заранее подготовить ничего не удавалось (дом, ребенок, готовка, прогулки, занятия дома, муж...) и я каждый понедельник просиживала до поздней ночи, готовя, вырезая, придумывая, находя пальчиковые игры, копируя музыку на портативный проигрыватель...

В процессе занятия было сложно постоянно сверяться с планом. Я регулярно забывала что-то сделать из запланированного. Часто дети были заинтересованы в происходящем, а иногда совершенно ничего не хотели делать. Мамы силком тащили их заниматься. Я видела, что что-то тут не то, но не знала, как и что говорить мамам. Детей критиковали, часто мамы делали творческое задание за них или излишне строго руководили. Некоторые мамы стояли в сторонке и даже заводили отвлеченные разговоры, мешая занятию.

Дети и мамы рано уставали, занятие было рассчитано на 45-50 минут, но мне сложно было понять, сколько мы успеем и правильно спланировать, и каждый раз занятие затягивалось. Видя усталость в глазах мам и отвлеченно бегающих детей, я начинала волноваться и пропускать пункты плана, стараясь быстрее закончить, от этого занятие выходило скомканным.
 
Но в то же время общие ощущения от занятий оставались очень позитивными, даже образовался постоянный костяк из 7-8 мам. У меня появились хорошие подруги, у Дёмы - друзья, с которыми мы встречались на занятих и других мероприятиях, гуляли и играли. Было ощущение, что мы вместе делаем что-то хорошее, поддерживаем русский язык в жизни наших детей, даем им знания и интересные дела.

Так мы занимались пол года. Мы даже устроили Новогодний праздник с веселыми заданиями и дедом Морозом в костюме и с подарками.

Мои успехи

Я росла как преподаватель. Научилась держать группу и предупреждать разговоры мам во время занятия. Научилась наблюдать за всеми детьми в группе, а не только за своими двумя. Могла громко петь самые глупенькие детские песни, даже когда никто не подпевал.

Во мне крепло понимание, что ведение занятий для малышей мне очень подходит, нравится, сочетается с моей ролью мамы. Я думала, что именно с детскими занятиями я смогу когда-нибудь связать свою профессиональную деятельность.
Не хватало знаний, хотя где только я их не искала! Но отрывочные впечатления других мам от занятий в России, периодические походы на американские занятия для детей не давали четкого понимания. Казалось, что мои занятия состоят из множества кусочков, которые никак не склеиваются вместе. Я к этому времени очень устала от подготовки к занятиям, муж начал протестовать.

Курс для педагогов

В феврале 2015 года, когда старшему сыну исполнилось 2.5, а младшему было 9 месяцев, я узнала о курсе для преподавателей от "Галки-Игралки". Рассылку Галки я получала давно, пробовала играть в предложенные на сайте игры, но они казались мне слишком простыми, хотя сын был от них в полном восторге и просил повторить. Больше нигде я ни у кого не встречала онлайн курса для педагогов, ему не было аналогов. Я записалась сразу, как пришло письмо с предложением.

Начало занятий по Тепляковой

И начались увлекательные два месяца, которые совершенно перевернули мое представление о ведении детской группы. Я спросила своих мам из группы, согласны ли они, чтобы я тренировалась на них, и они согласились. После первого же занятия несколько мам категорически потребовали, чтобы отныне занятия были только "по-Тепляковой". 



Горящие глаза детей, их полная вовлеченность в процесс, готовность участвовать в играх, а главное, мое полное понимание как преподавателя о том, что, зачем и как я делаю (для чего дается та или иная игра, почему структура занятия именно такая, что делать в той или иной ситуации, и так далее) совершенно перевернули для меня преподавание. А главное - не стало бессонных понедельников, так как теперь достаточно было прочитать описание игры, выучить песенку, поиграть в нее со своими детьми дома и не забыть цветную бумагу и набор для творчества (фломастеры, краски, кисточки, пластилин, детские ножницы). Не забыть коробку с "музыкальными" инструметами-гремелками, иногда покрывало для Теремка. Все! 

Тренинг

На курсе нам давали очень много теории, Я помню, как с нетерпением ждала очередной лекции Ольги Николаевны, узнавая из нее каждый раз что-то новое, аудиоподкастов, статей. Теория детских игр у Ольги Николаевны разложена по полочкам.

Всегда можно было задать вопрос в дневнике, поделиться сомнениями, рассказать о ходе занятия. Колоссальный опыт Ольги Николаевны в организации и проведении детских занятий помогает ей ответить на любой вопрос! Администраторы курса очень строго требовали выполнения всех заданий и ознакомления со всей теорией. Это очень дисциплинировало. 
 
Совершенно помнялось мое отношение к методике! Я начала воспринимать простоту занятий как возможность не перегрузить ребенка своими идеями и играми, а дать что-то однозначное и простое. Все равно что кормить ребенка маленькими кусочками вместо попыток запихать в него один большой кускок и удивляться, что ребенок давится и больше не хочет. Я начала видеть свою склонность усложнять занятие и работать над этим.

Все время тренинга я планировала занятия исключительно под руководством Ольги Николаевны, а потом писала отчеты после каждого занятия. Ольга Николаевна часто делала дополнения и комментарии к планам, комментировала мои отчеты. Кроме того, на курсе кроме меня было много других учеников, которые тоже делились опытом (часто совсем другим, чем у меня!), наработками, планами занятий и получали обратную связь. Их дневнички я читала запоем.

Первым же домашним заданием стало составить план занятия. Я-то думала, что нам будут давать готовые планы, и было расстроилась. Но после выполнения задания получила очень подробную и интересную обратную связь лично от Ольги Николаевны. Разбор моих ошибок и не-ошибок значил намного больше, чем просто готовый план! Дальнейшие домашние задания я выполняла с энтузиазмом и с нетерпением ждала обратной связи.

Мы придумывали песни, игры, участвовали в мозговых штурмах, получали много теории, развернутые ответы на все вопросы, обменивались опытом и впечатлениями. Особенно хорошо было, когда Ольга Николаевна, отвечая на один вопрос, отвечала одновременно на те, которые я еще и не думала задать, но уже мучилась поисками ответов, или решала записать аудио подкаст с ответами на вопросы вне плана. Работа в группе очень поддерживала и вдохновляла, помогала развиваться и расти профессионально.

О наших занятиях сейчас

Прошло пол года. После летнего перерыва (мы уезжали навестить родственников в Россию, и мамы очень скучали без занятий) я снова начала вести группу.

Итоговым заданием тренинга для педагогов стало составление плана на 8 недель занятий. У меня к концк тренинга уже было четкое понимание, как планировать каждое занятие и занятия на долгосрочную перспективу, какие игры брать для занятий, как играть, что рассказать мамам из теории по ходу занятия.

Этот план был подробно разобран Ольгой Николаевной, именно им я начала пользоваться, начиная с сентября. Даже планировать теперь ничего было не нужно!



О моих авторских дополнениях

Мамам очень хочется подольше побыть вместе и пообщаться, дав детям возможность поиграть, поэтому я каждый раз создаю разную игровую среду перед занятием, приношу разные игрушки для детей, показываю мамам, как играть в предметные, сюжетные игры, строить для детей полосу препятствий. Например, на прошлом занятии мы играли в полосу препятствий в осеннем лесу (пройти через речку по камушкам, по бревну, пролезть под стульями через нору лисы, нарвать диких яблок, подпрыгивая), на следующем занятии мы будем играть в предметные игры, строить из кирпичиков, а перед занятием дети будут играть с множеством больших коробок, выстраивая и руша башни и лабиринты, а мамы смогут поиграть вместе с детьми и пообщаться.
 
Это первое мое дополнение к классичекой структуре занятия, вызванное специфическими обстоятельствами: поскольку многие опаздывают, а мне нужно время на подготовку столов, и еще детям нужно освоиться и привыкнуть к атмосфере, такая получасовая свободная игра очень подходит нашей группе.

Второе мое дополнение - повторяющаяся из занятия в занятие процедура приветствия и прощания с пальчиковой игрой, солнышком, знакомством, песенкой. 

Завершает занятие колыбельная (дети лежат-сидят на подушках на полу) и совместное задувание свечки. 

Основная часть занятия остается такой, какой рекомендовала ее делать Ольга Николаевна: максимально простой, понятной, четкой, упорядоченной. Мы обязательно занимаемся творчеством, мамы учатся подписывать работы, делают домашнюю выставку. Я задаю домашние задания и записываю песенки, чтобы они занимались дома. Для удобства я создала закрытую группу на фейсбуке, где помещаю разную информацию, ссылки на материалы, просьбы, планы занятий и так далее.  



 
Я по-прежнему не беру денег за занятия, но несколько мам начали протестовать. Им неудобно ходить на комплексное развивающее занятие бесплатно. Так как одно из условий библиотеки - мероприятие должно быть некоммерческим, я планирую каждое занятие ставить ящик для внесения любой суммы на усмотрение мамы. 
 
Мечтаю о собственном помещении, где можно было бы проводить зантия несколько раз в неделю, а кроме того, по выходным, чтобы дети даже тех мам, кто работает, могли играть в группе в замечательные игры Ольги Николаевны Тепляковой.

Что я делаю для собственного развития как педагога Галки:
  • Переслушиваю лекции с тренинга перед каждым занятием (например, перед предметной игрой прослушиваю лекцию про предметные игры), перечитваю материалы на соответствующую тему;
  • Требую обратной связи от мам. Добровольно никто ничего кроме "Супер! Очень понравилось!" не говорит, поэтому я задаю вопросы "Что нового Вы узнали на занятии?", "Что было сложным?", "Что было самым интересным?", "В какой момент ребенок заскучал?" и так далее;
  • По мере сил участвую в марафонах "Галки" и играю с детьми дома как можно чаще;
  • Планирую более активное общение с коллегами (в начале учебного года на это пока нет времени);
  • Начала писать статьи для сайта, одновременно систематизируя информацию и для себя;
  • Творю: придумываю песенки в стиле "Галки", игры, адаптирую игры "Галки" для других целей, например, из игры на фортепиано мы со старшим сыном, ему 3 года, делаем целую театральную постановку.

На занятие часто приходит больше 10 мам и пап, у некоторых по 2-3 ребенка. Вести занятие с таким количеством людей сложнее, трудно сохранять индивидуальный подход, тем более что мои дети (полтора и три года) требуют внимания. над решением этой задачи я работаю в данный момент. Учусь слышать слова критики от мамы в адрес дочки, даже находясь на другой стороне стола в процессе творчества, давать мамам корректную и эффективную обратную связь, а также учусь адаптировать занятие для разновозрастных детей (от 7 месяцев до 4 лет!).

Думаю, что самосовершенствование и обучение для педагога никогда не заканчивается.

С уважением, Галина Чен, педагог по методике Тепляковой и играющая мама.


Если Вы тоже "горите" идеей и желанием начать занятия по методике в своем городе, записывайтесь на онлайн курс для педагогов. На курсе Вы получите ту необходимую базу знаний, которая так важна для понимания сути игровой методики и проведения занятий в будущем!
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (1)

  1. 15.11.2015 Ира Чил

    Давно слежу за Галиной. Читала ее дневники в других развивашках. Даже и не знала, что теперь Галина с нами)

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":