Методика Монтессори сегодня: мифы и реальность

Метод Марии Монтессори разработан уже более сотни лет назад и сегодня сложно найти в мире уголок, где нет такой школы. Свобода и независимость маленькой личности, безусловное принятие ребенка, следование его индивидуальному пути развития — идеи очень естественные и близкие многим современным мамам и папам. В то же время вокруг Монтессори-Метода сформировалось немало заблуждений и предубеждений. Попробуем разобраться в самых распространенных мифах вместе с нашим экспертом Юрием Филевым, Монтессори-гидом и членом правления «Русского Монтессори Общества».

Метод Марии Монтессори — это не столько педагогическая система, сколько определенный способ общения с ребенком и образ жизни, при котором развиваться приходится не только детям, но и их родителям. И вот какие идеи лежат в его основе.
                   
Ребенок как активный участник обучения
Все дети рождаются одинаково талантливыми, с собственным планом развития, и в Методе нет различий между детьми по расовым или культурным признакам. Но потом на любого ребенка начинает воздействовать окружающее пространство. Разум ребенка впитывает все, что его окружает, как губка. Основная идея Метода Монтессори — это образование для всей жизни. Ребенок не должен получать шаблонный набор навыков и знаний. Он берет то, что ему нужно для наилучшей адаптации к окружающей его действительности. При этом большое внимание должно уделяться образованию в первые шесть лет жизни, когда дети учатся с совершенной легкостью.

Сам образовательный процесс происходит не на уровне слов, а на уровне действий. В Методе Монтессори ребенок выполняет более активную роль, чем в традиционном образовании, где его рассматривают скорее как изначально пустой сосуд, который нужно наполнить взрослым опытом. Повседневные маленькие задачи перед ребенком постепенно усложняются, и со временем он уже сам может принимать решения в любой жизненной ситуации. Его независимость, самодостаточность и познавательная активность возрастает в геометрической прогрессии.

Пространство для развития
Задача взрослых – обеспечить детям максимально эффективную среду для их развития. Если ребенка окружает правильная образовательная среда, можно решить любые проблемы. Она позволяет ребенку максимально реализовать свой потенциал и выбрать собственную индивидуальную траекторию развития.
                   


В Монтессори-аудитории чисто, хорошо и опрятно, она эстетична и радует глаз. Гид показывает как работать с материалами и потом дети действуют сами. Вся среда разбита на зоны – жизненная практика, сенсорика, родной язык и математика. Каждая зона решает свою задачу и содержит материалы, помогающие детям развиваться в соответствующем направлении.

Маленькое общество
Концентрация детей в Монтесори-группе — это ключ к успеху. Группа разновозрастная и дети ведут разнообразную деятельность, что дает всем участникам перенимать друг у друга опыт. Монтессори-группа — это маленькая модель общества. Дети очень хорошо взаимодействуют и быстро социализируются, в этом им помогают свободная дисциплина, благодарность и вежливость. Они ограничены только пределами класса и внутренними ограничениями, то есть не могут ломать материалы и мешать другим. Дети определяют место и способ отдыха самостоятельно.

Эти идеи очень интересны и популярны сегодня, методика Монтессори на слуху у многих родителей и специалистов. При этом многие торопятся высказать свое мнение, не погружаясь глубоко в тему и не имея специального образования, и рождаются интерпретации, имеющие мало отношения к первоисточнику. Попробуем разобраться в таких распространенных заблуждениях о Методе.

Мифы о методике Монтессори

1. Метод Монтессори специально предназначен только для детей с отклонениями в умственном развитии.
Мария Монтессори одно время работала руководителем ортофренической школы, где у нее была обширная практика с особенными детьми. Она разработала ряд материалов для работы с ними. Итоги годовой работы оказались весьма успешными, и тогда Мария Монтессори задумалась: что же за этот год смогут сделать для своего развития обычные, здоровые дети, если им предоставить возможность выбора и самостоятельности? Она разработала свой Метод, для работы с самыми обычными детьми, который распространился очень быстро. Сейчас школы, работающие по Методу Монтессори распространены повсеместно.

2. После Монтессори-сада ребенку трудно адаптироваться в обычной школе.
Одной из основных целей Монтессори-образования является адаптация ребенка. Дети легко адаптируются за счет того, что они самостоятельны и уверенны в себе и переход в новое учебное заведение они воспринимают как смену правил, с ранних лет усвоив, что в каждом коллективе могут быть свои правила. В школе, к примеру, надо поднимать руку, если хочешь ответить. За счет внутренней самодисциплины и естественной тяги к знаниям, монтессори-дети собраны и легко учатся. Уже сейчас есть общеобразовательные школы, где учителя на собственном опыте убедились в необыкновенной работоспособности, самостоятельности и ответственности этих детей. И, конечно же, ждут их.

3. Занятия в Монтессори-среде утомляют ребенка.
Нужно сказать, что класс Монтессори очень отличается от привычного школьного класса. Здесь нет парт и доски, к которым мы так привыкли в школе. Здесь легкие столы, которые могут перенести два ребенка в любое подходящее для работы место. Вдоль стен стоят стеллажи, соразмерные росту ребенка, на которых расположены материалы Монтессори — то, с чем работают дети во время занятий.



Очень важно для настоящего класса Монтессори большое свободное пространство. На этом пространстве дети могут устроиться со своей работой прямо на полу, используя для этого небольшие коврики. Дети могут работать даже лежа. Ребенок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребенок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда.

4. В Монтессори-школах царит полная свобода, почти анархия.
Свобода и дисциплина — это взаимосвязанные понятия. А вот свобода и вседозволенность — совсем разные вещи, почти противоположные. В Методе, под свободой понимается скорее «свобода выбора», кроме того свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Можно все, что не вредит здоровью и не мешает окружающим. В этих пределах ребенок волен выбирать, что, как долго и с кем он будет делать. Этот философский принцип приводит к тому, что у детей достаточно рано формируется самодисциплина и самостоятельность, а также уважение к себе и окружающим его людям. Монтессори-гид может предлагать деятельность, но никогда не будет ее навязывать. Ребенок уже умеет принимать решения и несет ответственность за последствия своей деятельности. Никто не станет ругать ребенка за то, что он рассыпал что-то, к примеру, он просто уберет за собой. Любая ситуация рассматривается не с точки зрения оценки (хорошо-плохо), а с точки зрения опыта (что делать если…). Такой малыш обладает и более высокой степенью познавательной активности, не избегает реальности опыта, а всесторонне исследует разнообразные возникающие ситуации.

5. Монтессори-среда искусственна, не имеет ничего общего с реальной жизнью, ожидающей ребенка, дети растут в тепличных условиях помощи и поддержки.
В традиционном детском саду и школе ребенок манипулирует с игрушечными предметами-аналогами реальных предметов и учатся через игровые ситуации. В Монтессори-пространстве он по-настоящему стирает, ответственно ухаживает за растениями, чистит и полирует предметы из дерева и металла, пишет вполне себе настоящие тексты и формирует из них свои собственные книги. Можно ли считать тепличными условиями нахождение в среде единомышленников, где тебя понимают и принимают таким, какой ты есть? По-моему, это становится ресурсом, который помогает во время невзгод и трудных жизненных ситуациях.

6. Это иностранная методика, которая может эффективно работать только в других странах, а не в России.
Метод Монтессори универсален, так как опирается на базовые потребности ребенка. Он просто впитывает особенности культурной среды, в которой находится. Монтессори-класс узнаваем в любой стране. В разделе жизненной практики есть презентация, где ребенок учится оперировать столовыми приборами. Но в восточных странах, к примеру, ребенок может манипулировать палочками, а в европейских – ложкой. И оба будут действовать в рамках своей национальной культуры. При этом постигать концепции размера, толщины и длины они будут при помощи однотипных сенсорных материалов – Розовой Башни, Коричневой Лестницы и Красных Штанг, все это классические материалы предложенные Марией Монтессори.

Метод нацелен на то, чтобы позволить ребенку стать жителем своего места и времени. Он совершенно не зависит ни от расовых признаков, ни от культурных особенностей и основан на универсальных принципах, присущих всем человеческим существам.
          
Юрий Филев,
Монтессори-гид (диплом АМI 3-6)
Член правления МОО «Русское Монтессори Общество»


     
Ольга Николаевна Теплякова, главный методист сайта «Галки-Игралки», о методике Монтессори:
Метод Монтессори хорош и как самостоятельный в определенных условиях, и как основа для самых разных развивающих методик. Моя методика развития младенцев в самом начале ее создания — в семидесятые годы 20 века — тоже очень много впитала принципов Марии Монтессори, за что я благодарна ее Гению. Хорошо подготовленные материалы по системе Монтессори играют большую роль в играх и обучении детей в современных условиях. Конечно, большое значение имеет качество подготовки специалистов в работе таких школ, впрочем, как и во всех заведениях, где бывают малыши.    
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)