Почему важно петь и танцевать в начале игры

«Потанцуйте вместе с малышом, спойте песенку перед тем, как садиться за стол» — с этой рекомендации начинаются очень многие Галкины игры. Почему же мы придаем такое большое значение маминому пению и совместному движению как первому этапу игры? Об этом рассказывает автор методики нашего сайта Ольга Николаевна Теплякова.



Многие мамы, особенно пришедшие в Галку совсем недавно, спрашивают – а зачем надо танцевать с ребенком? Или растерянно сообщают: «А я не умею! Ни петь, ни танцевать!» Сразу успокою «не умеющих» — танцами мы называем простые ритмические движения, которые выполняются спонтанно и которым учиться совсем не требуется.

Для чего же все-таки нужны наши песни и танцы? Давайте разбираться.

1. Танец помогает развитию контакта мамы и малыша.

Ребенок расслабляется, ведь простой танец является продолжением естественных движений мамы и малыша. Для начала вспомните: Вы много месяцев носили Вашего малыша под сердцем, и он привык к вашим совместным движениям. Они были не только естественными, но и необходимыми для его хорошего развития.

Ритмические движения расслабляют и снимают напряжение. А, если малыш немного сонный, танец помогает взбодрить его. Движение, тем более совместное, помогает установить контакт взрослого и ребенка, повышает степень доверия малыша к окружающему миру.

2. Танцы и пение помогают самой маме расслабиться, отдохнуть и начать играть.

Когда мама берет малыша на руки, и начинает простой танец, к примеру, «Ай-да», где надо просто переступать с ноги на ногу, а после – быстро «топотать ножками», она делает это легко, не боясь ошибиться. Ведь ошибиться тут очень трудно!

А раз ошибки быть не может, то, во-первых, танец начинается сразу, без репетиций и напряжения, во-вторых, мама не испытывает отрицательных эмоций по поводу «правильно-неправильно». К тому же от самого малыша ничего не требуется. Он только с удовольствием и часто с некоторым удивлением смотрит на танцующую маму и слушает, как она поет. А сама мама имеет возможность просто отдохнуть и спокойно, радостно покружиться в танце.

3. Ребенок чувствует мамину близость, доверие, заряжается положительными эмоциями.

Ритмические движения мамы и ребенка сами по себе не только умиротворяют, но и настраивают на совместные действия, ведь после непродолжительного танца или музыкальной игры мы можем перейти и рисованию, и к действиям с предметами, и к счету.

Двигательная активность малыша влияет не только на его физическое развитие, но и на его эмоциональное состояние и настроение, и если мама настроена позитивно, то малыш в восторге! Именно это отношение к совместному действию – удовольствие, удивление, восторг – помогают ребенку в ходе игры осваивать огромное количество информации, при этом усваивая положительное отношение мамы к происходящему.

4. Соединение пения стихов и ритма движения помогает усвоению информации.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми  и доступными.



5. Ребенок начинает чувствовать ритм, его изменения, что способствует развитию речи и музыкальных способностей.

Ритмическое движение в такт песенке или стиху способствует развитию речи ребенка. Ведь совпадение  ритма движений собственного тела  и визуальных впечатлений, например, от движений мамы, а также одновременное наблюдение артикуляции взрослого, помогает ребенку в более успешном овладении речью. При этом сами движения малыша могут быть активными или пассивными – на руках у мамы, например, либо – держась за руки мамы.

Поскольку взрослый  не только движется в танце, но и поет, ребенок учится соотносить ритм танца и песенки. Отсюда следуют наши рекомендации – петь во время танца, а не включать магнитофон, а также не стесняться, если петь «правильную» мелодию не получается. Вы можете даже не петь, просто произносит слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось.

6. Это лучший способ вовлечь ребенка и окружающих в игру.

Небольшой танец легко вовлекает малыша в продуктивное общение и занятия. Даже приходя в незнакомое место, если там танцуют и поют, ребенок легко включается в игру, в танец. Надо сказать, при этом большое значение имеет отношение самой мамы к происходящему – хорошо, если мама спокойна и весела.

Танец легко вовлекает в игру и окружающих. Очень важно - привлекать к игре близких людей, к примеру, бабушку. При этом вовсе не обязательно бабушке вставать со стула, она может просто топать в ритм песенке одной ногой, сидя на стуле, или хлопать в ладоши. Можно привлечь в танец и любимые игрушки малыша – мишку, зайку. К примеру, «взяться за руки» в хороводе, или Зайке – с помощью мамы – поиграть немного на ксилофоне или просто постучать в ритм деревянной ложкой.

7. Песенка или простой танец помогают легко перейти к любым другим играм.

Это может быть  рисование, письмо, чтение, предметная деятельность, театрализация. А объединять эти разные виды активностей может единый  простой сюжет: «Закружились бусинки», «Вышла курочка гулять», «Ходят ножки по дорожке». К примеру, сначала мы гладим кота, потом танцуем и поем про кота, потом рисуем его, обводим, а напоследок подписываем рисунок и перечитываем написанное.



8. Малыш легко запоминает слова стихов и песен.

Именно танцуя на руках у мамы или рядом с мамой, ребенок легко выучивает все песенки и стихи, которые вы поете, под которые танцуете. Конечно, он не сразу начнет Вам подпевать, но когда это случится, Вы будете приятно удивлены, что он помнит все песенки. Через полгода-год таких совместных танцев ребенок, как правило знает несколько десятков песенок и стихов и с удовольствием их исполняет.

9. Мы обеспечиваем оптимальную двигательную активность малыша.

Учеными были проведены исследования, которые показали, что малыши в возрасте от шести месяцев до полутора лет, находившиеся большую часть времени за пределами манежа или кроватки, свободно передвигались по комнате или квартире, развивались гораздо лучше тех детей, активность которых ограничивалась. Во время движения или после двигательного действия любое интеллектуальное действие происходит гораздо легче. Таким образом, ребенок, имеющий возможность одновременно двигаться и наблюдать, находится в лучших условиях для динамичного развития.

10. Совместные танцы помогают персонализации и социализации малыша.

Мы можем танцевать и петь всего три минуты в день, ведь это так несложно! Тем  не менее, этого бывает достаточно для умения слышать свое имя, ведь во многих песенках мы можем легко подставить имя самого малыша, мамы, игрушки или нашего приятеля, заглянувшего в гости.

В танце ребенок имеет возможность обмена с партнерами, к примеру, сейчас он танцевал с мамой, а после с Куклой или Зайкой. Если в танце иногда участвует папа или бабушка, можно показать ребенку, что вы сами можете выбрать для участия в танце не только малыша, но и своего мужа. Удивлению нет предела, когда ребенок видит танцующих родителей.

Наконец, уже выученные (мамой!), знакомые, любимые песни и танцы  мы можем использовать на домашних выступлениях. В Новый год или в День Рожденья малыша, когда придут гости, так приятно «выйти» у мамы на руках (или крепко держась за руку) и спеть вместе.

Спеть песенку, потанцевать в обнимку с малышом — это любимый момент в играх для многих мам. Именно это часто помогает войти во вкус и начать получать удовольствие от игры и творчества, а также перестать стесняться. Ведь Вы по умолчанию самый лучший исполнитель и партнер по танцам для своего ребенка!

Ольга Теплякова
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (6)

  1. 08.05.2014

    У меня сын 2.5 года. Он не любит когда я пою или вообще кто-то поет, сазу показывает протест, закрывает мой рот своей ладошкой и грозит пальчиком. Такая реакция на пение появилась примерно в год, может чуть раньше. Ребенок очень творческий, многое схватывает на "лету", все понимает - только очень плохо разговаривает после рождения младшей сестры. Книжки (стихи, сказки, расказы)слушает с удовольствием, а вот песни не любит..........

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  2. 09.05.2014

    Очень интересно услышать ответ-комментарий на предыдущую ситуацию. С моими детьми тоже такое случается, но особенно мой 3-летка начинает протестовать, когда я танцую. У него тоже есть младший братик. Может ли так проявляться ревность?

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  3. 09.05.2014 Ольга Теплякова

    Да, девушки! типичная ревность - в обоих случаях! и - знаете ли - это норма! смешно и страшно было бы, если бы мы, люди - не ревновали!))) и вот эти проявления - они РАЗНЫЕ, но - неизбежные - у кого - то нарушения речи , у кого - то нелюбовь к песне)))
    Это всё вылечится - постепенно - маминой любовью!
    Хотя ревновать продолжают дети и в 30 и в 40 лет....((((( увы!!!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  4. 28.10.2015

    Спасибо за тацевальнопесенную методику!

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  5. 08.12.2015

    Отличная статья.Я всегда начинаю занятие с танца. Это помогает ребёнку проснуться и потанцевать)))

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":

  6. 09.02.2016

    Отличная и очень полезная статья

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":