Ребенок не говорит о себе в первом лице – что делать?

Маму Викторию волнует следующая проблема: «У меня сыну 3 года 2 месяца. Я читала, что дети с 3 лет должны себя называть «я», как его этому научить? Он у меня говорит: «Саша хочет кушать, Саша хочет гулять, дай Саше…» Частичку «я» совсем не произносит по отношению к себе». Отвечает Ольга Николаевна Теплякова, психолог, главный методист Галки-Игралки.

 
Давайте уточним, какие основные причины есть у такого поведения:
 
1. Не всегда это наименование себя – «Я» – продиктовано возрастом ребёнка.
Часто этот переход «запаздывает» по другим причинам. К примеру, не достаточно сформирована персонализация ребенка – то есть он не отрывает себя от матери, ощущая себя и мать единым целым.
 
2. Другая причина – довольно распространенная – малышу сами взрослые в семье часто говорят: «САША будет одеваться, Саша ест кашу». То есть, говорят о ребёнке в третьем лице, не замечая того, навязывают ребёнку такое отношение к самому себе.
 
3. С трудом меняют эту позицию дети аутисты. Даже говорящие, часто очень долго сохраняют отраженную речь, повторяя за взрослым «Саша не хочет…»
 
Как помочь ребенку персонализировать себя:
 
1. Помочь малышу может твердая мамина позиция в употреблении местоимений в быту: «Саша, иди ко мне! Ты съешь яблоко или грушу?», «Я мою руки!» – это мама о себе. «Ты будешь мыть руки сам?»
 
2. Помните, что центром обучения в этом возрасте является игровая ситуация. Касательно данной проблемы игра позволяет моделировать ситуации с «Я» еще проще, чем в быту: «Мишка, садись в машину, Я тебя повезу!» (часто мама говорит «МАМА тебя повезёт» или «САША тебя повезет»).
 
В данном случае, даже употребляя местоимение «МЫ» – «Мы тебя повезём» – мы рискуем не добиться нужного результата, т. к. не выделяя СЕБЯ из ситуации, малыш не может дифференцированно сказать о себе «Я», а о маме – «ТЫ».



Есть отдельная группа игр, направленных на формирование персонализации. К примеру, игры с мячом. Когда катим или кидаем мяч, мы предварительно говорим малышу:
 
– Раз, два, три! Саша, лови!
 
И радуемся: «Ты поймал мяч!»
 
Отлично помогают игры, в которых мы произносим имя участника, даже если этот участник – мама или папа, бабушка или дедушка. Часто при этом не произносятся местоимения, но сам факт наличия отдельного имени у каждого из окружающих взрослых очень сильно влияет на осознание ребенком себя как отдельной единицы, то есть личности.

Любимые всеми малышами прятки будут весьма полезны для персонализации себя ребенком: «Кто там?» – «Это я – мама!», «А где Саша? Вот ты где!».
 
Не менее обожаемые догонялки также помогут отделить себя от мамы (ведь, если вы одно целое, далеко не убежишь)). В бесплатной подборке Галки-Игралки есть замечательная игра про рыбку, где как раз можно маме-рыбаку половить крошку-рыбку: «Я тебя сейчас поймаю!».
 
На сайте Галки-Игралки есть и другие замечательные игры, которые помогут ребенку говорить о себе «Я»:

  • «Машинка с пассажирами»,

  • «Раздаем сушки»,

  • «Как тебя зовут».


Вам остается только зарегистрироватьсяи играть! А чтобы найти еще больше интересных игр – станьте участницей базового онлайн тренинга Галки - Игралки!
 
Старайтесь следить за своей речью и правильно употреблять первое, второе и третье лицо в своих диалогах с ребенком!
 
Надеемся, наши рекомендации помогут многим мамам избежать такой проблемы и правильно разговаривать со своим ребенком. Пусть у наших деток все будет хорошо!
 
Ваш малыш уже называет себя «Я»? Вы сталкивались с такой проблемой? Какой выход нашли для себя?

Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (1)

  1. 30.09.2015

    У нас тоже была такая проблема, только пораньше, примерно в 2г2м. Я стала строго следить за своей речью (не говорить о себе и сыне в третьем лице), и сын тоже постепенно перестроился, не больше месяца потребовалось. Конечно, и без Галкиных игр не обошлось))

    Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":