Если вдруг заблудился звук: как научить ребенка выговаривать «трудные» звуки

Как быть, если ребенок не выговаривает звук, которому пора бы уже появиться в речи? Что делать, если кроха пропускает звуки, заменяет их на более простые по артикуляции или искажает произношение? Своими рекомендациями делится эксперт нашей Школы развития речи, логопед-дефектолог Анна Маковей.



Не всегда в речи деток  звуки появляются в нужное время и в нужном качестве звучания. Но это не повод для мамы впадать в панику! Давайте вместе разбираться, что же нужно делать в этом случае и как помочь ребенку научиться выговаривать звук.

1. Убедитесь, что звук, отсутствие которого Вас так сильно тревожит, уже должен появиться. Поможет в этом табличка:



2. Исследуйте артикуляционные возможности малыша

Возможно, есть небольшие особенности строения ротика и/или мышечного тонуса, которые не дают крохе произнести звук чисто и правильно. Например, короткая подъязычная связка препятствует появлению звуков Т, Д, Н и других. А сниженный или, наоборот, повышенный мышечный тонус в мышцах губ, щек, языка влияет на произношение всех групп звуков, начиная с гласных.

Если есть сопутствующие речи движения (подергивание щек), запинки, хлюпающие звуки, чрезмерное раздувание щек во время говорения, язык-лепешка или наоборот — горочка, слишком напряженные или слишком вялые губы, незакрывающийся ротик — все это поводы сходить на обследование к логопеду, не откладывая. Возможно крохе будет необходим курс специального логопедического массажа и медикаментозная поддержка.

3. Развивайте слуховое восприятие и фонематический слух (то есть способность воспринимать звуки на слух)

Побольше играйте с неречевыми звуками: попросите малыша изобразить, как дует ветер, как лает собачка; отстукивайте ритм на барабане или просто ложкой по кастрюле.

4. Осваивайте артикуляционную гимнастику

Нужный звук часто можно вызывать по подражанию. Например, когда нет звука [т], а с фонематическим слухом, подъязычной связкой и мышечным тонусом все отлично, играем в «Молоточек»: «У язычка в домике крыша прохудилась! Давай починим: Т-т-т-т-т». Не получается? Язычок плохо поднимается к небу? Делаем артикуляционную гимнастику, тренирующие подвижность кончика языка.



5. Вызываем звук
Способы постановки звуков могут быть различными. Поскольку детки у нас совсем маленькие, то самыми подходящими являются: по подражанию, от опорного звука и от артикуляционного упражнения. Подробно мы рассматриваем эту тему в Тренинге "Развиваем речь в игре" по методике Тепляковой.

6. Закрепляем звук в речи

Когда звук появился, его необходимо закрепить (автоматизировать) в слогах и словах. Слоги с нужным звуком многократно обыгрываем в песенках. Подойдет и «Закружились бусинки», и «Кто живет на лугу?», и «Кто в озере живет?», и все те, что Вы придумаете на этой основе сами. Закрепить звук в словах помогут игры «Чудесная коробка», «Волшебный мешочек», «Кто там, что там?»

Игра «Чудесная коробка»

Возьмите коробку от обуви, прорежьте дырочку в крышке такого размера, чтобы пролезла рука, и положите в коробку те предметы, в названии которых есть нужный Вам звук. Затем покажите малышу коробку и загадочно спросите: «Что там? Давай посмотрим!». Доставайте предметы по одному и называйте: «Кукла! Конфета! А что еще в коробке? Вот – кубик!».  Дайте малышу возможность и самому достать что-нибудь из коробки. Спрашивайте: «Что ты достал(а)?».



Предметы можно заменить словами, написанными на карточках (как в игре «Волшебный мешочек»). Доставайте и прочитывайте, ведя пальчиком малыша по буквам: «Что тут написано? Кубик! А тут что написано? Кукла! Вот здОрово, все слова прочитали!». Игры с карточками помогают не только освоить звуковой состав слов, но и положительно сказываются на слоговой структуре слова и на фразовой речи.

Приятных Вам игр!

Анна Маковей

Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)