Каляки малыша - это плохо?

Часто мамы жалуются, что ребёнок на рисунках изображает один и тот же сюжет - в простонародии “каляки” - и ни в какую не соглашается рисовать что-нибудь конкретное, предлагаемое мамой. Как сохранить любовь к живописи и при этом внести смысл в творчество малыша рассказывает Ольга Николаевна Теплякова.

Давайте для начала разберёмся, что это такое. Для нас, взрослых, детские "каракули" - просто беспорядочный набор линий и точек, загогулек и кружков. Нам-то это кажется совсем никчемным, потому, что мы не видим смысла в этих действиях, не понимаем - зачем это сделано. А вот для самого малыша те же самые "каракули", росчерки карандаша могут иметь какой-то смысл, ведь часто в то время, когда он рисовал своё произведение, он о чём-то думал, что-то вспоминал и представлял. Так, бывает не всегда, некоторое количество движений ребёнка ножками, ручками, пальчиками не несёт смысловой нагрузки, являясь просто спонтанными, "тренировочными", физическими движениями, однако совсем не считаться с волей ребёнка в выполнении изобразительных действий мы не можем.

Научить малыша не только ИЗОБРАЖАТЬ, но и доносить свою эмоцию, мысль до "зрителя" - долгая и трудная задача. Легче этому научить ребёнка, начав заниматься с ним уже в конце первого года жизни - месяцев в 8-9, когда он согласен на любые совместные действия и учится всему легко, без сопротивления. Когда же у Вашего малыша большой жизненный опыт (3 года и больше), необходимо считаться с этим опытом и действовать очень деликатно.

Также следует определить, чего мы хотим добиться. Если хорошее, красивое изображение конкретных предметов, то сразу можно сказать, что это мало того, что нереально, так иногда и не полезно! Ну, какая, скажите, польза в том, чтобы изобразить, например, стул или стол? Это малышу не интересно. А вот травку зелёную, которую вы видели на прогулке и ходили по ней, а, может, и покормили козу или кролика - совсем другое дело! Интерес ребёнка к этой самой травке будет совсем другого сорта: он теперь будет знать, что с ней делать!



Скажете: “Нет у нас ни козы, ни кроликов!” Ну и ладно, у многих детей этого нет, но дома в любой квартире можно поиграть в "Лошадку", прокатив малыша на своей спине или использовав игрушки. После этого можно приступить и к рисованию. Только не подумайте плохого - мы не предлагаем сразу вот так нарисовать настоящую лошадь! Хватит и простого рисунка на тему "травка для лошадки".

Вначале сами подготовьте всё, что необходимо - краски, кисть, немного воды, лист бумаги. А теперь возьмите ничего не подозревающего ребёнка на ручки и сядьте за большой стол - так вам будет удобнее. Скажите: “Вот тебе, лошадка, травка!” - и сами БЫСТРЕНЬКО нарисуйте несколько травинок, прикладывая кисть плотно к бумаге и проводя сверху вниз.

Это займёт 3-4 секунды (не путать с минутами!). Тут же перекладываете кисть в руку малыша и удерживаете, макаете в краску и быстренько - на бумагу! Надеемся, вам удастся успеть изобразить хотя бы две-три травинки! Этого достаточно, чтобы ваш умный малыш понял способ действия!

Заметьте, мы не уговариваем ребёнка - это бесполезно! Если не удалось вместе выполнить действие, не огорчайтесь и продолжайте игру, ведь кисть у девочки в руке и она её хорошо держит! А Вы своим пальцем проведите по листу сверху вниз, показывая: "Вот какая травка!" Только умоляю вас не диктовать ребёнку под руку: "Вот так рисуй!" - а просто показываете так, как будто рисуете длинную травинку.

Скорее всего ребёнок проведёт кисточкой сверху вниз и у него непременно получится "травинка". Даже если маленький художник решит нарисовать травинку снизу вверх или немного в сторону - травка от этого хуже не станет. Она может располагаться как попало! Не вздумайте критиковать или поправлять малыша - это вызовет протест и "дружбу врозь", а лучше тут же похвалите: “Ах, какая трава! Кушай, лошадка, Настя ещё тебе даст!"

Заметьте, лучше хвалить не самого ребёнка, а тот продукт, который у него получился, даже, если этот продукт, на Ваш взгляд, не очень…

Если всё же фокус совместной деятельностью не удался, то отстаньте от малыша и, сев рядом, взяв свой лист бумаги, не спеша, сами нарисуйте "травку" - 4-5-7 "травинок", проходящих сверху вниз. (Помните о том, чтобы они все были не вовсе одинаковыми по длине-высоте, и располагались не совсем ровно относительно одна другой - иначе это получится не травка, а забор!). Важно, чтобы малыш видел не только Ваш рисунок, но и то, КАК вы рисовали и главное - КАК Вы радовались при этом!

Касательно самих малышовских каракулей, во многих из них можно кое-что усмотреть реальное, а кое о чём расспросить самого ребёнка, задавая ему уточняющие вопросы: “Это у тебя птичка?” - “Нет, это рыбка!” - “Ах какая красивая! Где тут у рыбки хвостик?” Малыш показывает хвостик, который, возможно, сам только что заметил. А вы, взяв руку ребёнка, быстренько вкладываете в неё карандаш, а лучше фломастер поярче, одним движением вместе обводите этот "хвостик”, а заодно и контур самой "рыбки", и тут же хвалите: "Ой, рыбка поплыла". То есть ещё и обозначаете её действие.



Всё, шедевр завершён! Надо его СРОЧНО показать кому-нибудь, кто есть поблизости и не откажется похвалить: зайке, кукле, мишке. Не следует дожидаться папу или бабушку: рисунок может и не "дожить", а малышу надо именно сейчас подтверждение красоты и пользы содеянного.

Зайкам и мишкам, конечно, потребуется разъяснение, что тут нарисовано и написано, попросите ребёнка показать зайке: "Смотри, Зайка, тут рыбка! Вот хвостик!"

Ещё лучше будет, если ребёнок пока не утратил интереса к происходящему, надписать получившийся рисунок, используя простые слова и фразы, например, “Вот какая рыбка”, или “Моя рыбка”, или “Это рыбка!”, “Рыбка плавает”, “Золотая рыбка”...

Если "хватит пороху" - сделайте подпись Автора - “Рисовала Настя”, а может быть и обведите эти слова вместе с малышкой.
Неплохо будет, если работы ребёнка в конце концов попадут на "персональную выставку", организованную в вашем доме на видном месте.



Подведём итоги наших размышлений:

- Чтобы научить малыша видеть, что он изображает, надо помочь ему, мягко побуждая к некоторым формам сотрудничества.

- Приступая к рисованию необходимо использовать собственный опыт ребёнка, пополняя его в играх и жизненных наблюдениях.

- Постарайтесь правильно организовать "творческое пространство" художника - всё необходимое и ничего лишнего!

- Бережно относитесь к личной свободе ребёнка - насилие противоречит творчеству! Старайтесь не критиковать малыша, а только хвалить, но хвалить не самого ребёнка, а то, что получилось! (Ах, как красиво!).
 
- Помогите малышу придумать и реализовать игровое действие на листе бумаги: не просто "травка", а чтобы покормить лошадку, не просто дорожка, а вот следы лапок - собачка бежала...

- Сами много и правильно рисуйте при малыше и надписывайте свои рисунки "Рисовала мама!"

- Демонстрируйте свои собственные рисунки и зайцам, и куклам, и вывешивайте их на выставку. (А если ребёнок сопротивляется, не желает ваши рисунки видеть рядом со своими, что же, заведите свою собственную небольшую выставку или альбом, где будете хранить рисунки, предварительно вложив каждый в полиэтиленовый файл).

- Разговаривайте с ребёнком, выясняя, что он изображает, побуждайте к рассматриванию деталей рисунка: “Вот хвостик, вот глазки…”

- Надписывайте вместе с малышом или с его разрешения рисунки: что нарисовано, кто
нарисовал.

- Организуйте небольшую выставку работ - ребёнок увидит: его работы - ценны!

И, конечно же, играйте в игры Галки-Игралки! Тем более, что для мам, которые любят конкретность, структурированность и планирование, мы разработали индивидуальную программу развития для Вашего малыша!

Счастливых минут творчества!

С уважением, команда проекта Галка-Игралка.
Введите Ваш комментарий и нажмите "Отправить":


Комментарии (0)